Пистолет-пулемет… ни на что не похожий
Уникальный в своем роде пистолет-пулемет Вацлава Холека ZB47. Восточно-чешский музей в Пардубицком замке в Пардубице
«Сорт «Чешское» – отличное светлое пиво
с жатецким хмелем и небольшой горчинкой.
Бокал «Чешского» c мясными колбасками –
это вариант, когда хочется отдохнуть
после трудного дня и расслабиться.
Напоминаем, на данный сорт пенного
действует акция 2+1.
Ждем вас в нашем магазине!»
Современная реклама одного из российских магазинов
Рассказы об оружии. Хорошее пиво делают сегодня в Чехии. Пробовал, причем на месте. И там оно много лучше, чем выпущенное у нас под теми же марками! Но не только пивом славилась Чехия. В середине XX века оружие, выпускавшееся на чехословацких заводах, можно было по справедливости отнести к самым совершенным образцам во всем мире.
Будучи оккупированной Германией, Чехия стала кузницей Третьего рейха. Ну а о качестве её тогдашней продукции и уровне производства говорит хотя бы тот факт, что ещё в 1940 году на базе оружейного концерна Zbrojovka Brno (ZB) немцы создали Оружейную академию СС (SS-WafTenakademie), которая на основе чешского опыта стала готовить специалистов-оружейников для Великой Германии.
Чешские пистолеты-пулеметы из книги Ярослава Люгза германского переиздания 1984 г. Стр. 332
Разгром Германии в 1945 году никак не отразился на работе чешских конструкторов, которые уже 1946–1948 годах представили новой власти около 30 проектов только лишь новых пистолетов-пулеметов, рассчитанных как на применение немецких пистолетных патронов 9х19 «парабеллум», так и советских 7,62х25 ТТ.
Вацлав Холек (1886–1954)
И вот как раз среди них-то и появился пистолет-пулемет ZB47 «Холек» конструктора Вацлава Холека.
В своей родной чешской деревне*, где он родился, Вацлав уже в детстве работал помощником местного кузнеца, занимавшегося ещё и починкой охотничьих ружей. Паренька эта работа заинтересовала, и он так же, как и Джон Мозес Браунинг, изготовил несколько ружей самостоятельно, собрав их из деталей от оружия, не подлежавшего ремонту.
Профессия оружейника его увлекла, и он поступил в ремесленное училище в городе Писек, в Богемии, где было много оружейных мастерских и учебных заведений соответствующей специализации.
Пистолет-пулемет Вацлава Холека ZB47 вместе с его магазином. Восточно-чешский музей в Пардубицком замке в Пардубице
После окончания учебы В. Холек работал сначала в Вене, затем – с 1910 года в Праге, в качестве сотрудника предприятия Яна Новотны, выпускавшего очень качественные охотничьи ружья. Так что Холеку было у кого учиться и на чем совершенствовать свои технические навыки.
Ну а попробовать себя в роли конструктора он решился в 1921 году, представив самозарядный пистолет «Прага» 1921. Вслед за ним он сконструировал ручной пулемет ZB26, который лег в основу самого известного британского ручного пулемета Второй мировой войны «Брэна». За ним последовал тяжелый пулемет vz. 37, который в той же Англии производился под названием Besa и точно так же использовался для вооружения чехословацких танков, воевавших против СССР.
Какого-либо протеста оккупации Чехословакии германскими войсками он не высказывал, но и каких-либо новых проектов в годы войны не создал. В партизаны не пошел, но и особым рвением на работе не отличался.
Разборка ZB47. Восточно-чешский музей в Пардубицком замке в Пардубице
Зато пулеметы Холека где только не воевали, и кто только ими не вооружался: германский вермахт, финны, партизаны и националисты всех мастей, начиная от хорватских усташей до югославских «титушек», четников, литовских «лесных братьев», бойцов ОУН-УПА и китайцев из армии Гоминьдана.
В послевоенное время пулеметы Холека продолжали активно использоваться в Китае, Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке, причем в Северной Корее их можно даже увидеть на памятниках!
ZB47, оснащенный деревянным прикладом. Восточно-чешский музей в Пардубицком замке в Пардубице
Но наиболее, так сказать, самобытным оружием Холека, созданным сразу же после войны, стал пистолет-пулемет ZB47, предназначавшийся для вооружения танковых экипажей.
Пистолетную рукоятку в нем выполнило отверстие в задней части ствольной коробки. А вот коробчатый магазин емкостью 72 патрона калибра 9х19 мм был не заметен вообще, поскольку целиком прятался в ствольной коробке.
Многие обвиняли Холека в аполитичности. Мол, он работал и на Австро-Венгерскую империю, и на независимую Чехословакию, и на германский рейх, а затем и на Чехословакию социалистическую.
Но, с другой стороны, вполне возможно, что он просто любил своё дело, а на все эти политические конъюнктуры, партии и идеологии ему было просто… наплевать!
Расположение магазина. Схема из «Наставления ZB47 «Холек»
Ну а теперь мы ненадолго прервем наше повествование о самом Холеке и его пистолете-пулемете, ради небольшого обращения к прошлому.
А было так, что впервые изображение итого ПП мне довелось увидеть в 1984 году в книге по стрелковому оружию, изданной в ГДР. Причем это было переиздание книги Ярослава Люгза, напечатанной издательством «Наше войско» в Праге в 1956 году.
Естественно, что чешскому и австрийскому оружию в ней уделялось много внимания, и вот там-то на странице, посвященной чешским пистолетам-пулеметам военной и послевоенной поры, как раз и было помещено его изображение с деревянным и складывающимся металлическим прикладом.
Разумеется, мне было очень интересно узнать о таком странном на вид оружии побольше, но в те далекие годы сделать это было, понятно, невозможно.
Удовлетворить свой интерес у меня получилось только лишь в наши дни. Причем мне удалось получить не только цветные фотографии, но и «Наставление» по ZB47 на чешском языке, которое, помимо всего прочего, то есть технических данных, оказалось весьма интересным изданием с точки зрения… рекламы! Вот уж чего в наших «наставлениях» по обращению с оружием увидеть просто невозможно.
Схема работы автоматики: вверху – затвор и рычаг-толкатель на максимальном расстоянии от патронника и магазина; внизу – затвор идет вперед, рычаг упирается в шестеренку-подаватель
Схема работы автоматики: вверху – рычаг-толкатель провернул шестеренку-подаватель, и она вывела патрон на линию досылания; внизу – затвор, продолжая движение, досылает патрон в патронник
Ну а теперь уже можно обратиться и непосредственно к техническому устройству этого пистолета-пулемета.
С самого начала его конструктор хотел создать оружие с исключительно ёмким магазином, не прибегая при этом ни к установке на него круглого барабанного магазина, ни плоского коробчатого. А все потому, что при стандартном расположении под цевьем или стволом такой оказался бы слишком уж длинным.
В плоском магазине 72 патрона – это нечто!
Поэтому он и расположил его в прикладе так, что патроны в нем находились в вертикальном положении, причем было их не 20, не 30 и не 32, а… 72 – своеобразный рекорд для пистолетов-пулеметов, имеющих плоский, пистолетного типа магазин!
Вот так этот пистолет-пулемет требовалось удерживать на ремне у пояса
А вот так удерживать его при стрельбе
Оригинально был сконструирован механизм подачи.
Свободный затвор, как и у большинства пистолетов-пулеметов, имел в передней части рычаг-толкатель. При движении вперед после отката назад после выстрела, этим рычагом он приводил в действие подаватель, имевший вид четырехзубой шестеренки, к которой вплотную прижимался магазин и, соответственно, находившийся на его подавателе очередной патрон.
Рычаг толкал подаватель, тот одним из зубьев захватывал патрон из магазина и поднимал в положение, при котором продолжавший свое движение вперед затвор, продвигал его в патронник.
Ну а дальше все происходило как обычно: выстрел, затвор идет назад, извлекает из ствола пустую гильзу, выбрасывает её, после чего весь цикл повторяется. Чтобы начать стрелять, нужно было провернуть механизм подачи патрона, после чего взвести затвор за рукоятку справа.
Смена магазина: боец слева – извлекает, боец справа – вставляет
Правда, вполне возможно, что именно эта необычность этот пистолет-пулемет и подвела. Во всяком случае, несмотря на «рекламный буклет», каким, по сути, являлось «наставление» по его использованию, на вооружение чешской армии принят он не был.
Военным понравился другой образец – ZK476 В. Холечека, Ф. Мышка, Я. Краточвила и В. Зибара с магазином в пистолетной рукоятке. В 1948 году он был принят на вооружение под названием «9 mm samopal vz. 48a» (с деревянным прикладом), и vz. 48b (со складывающимся вбок металлическим прикладом)**. Причем, хотя это был очень современный по тому времени образец такого оружия, столь емким магазином он все же не обладал!
А вот это рекламные «картинки», которые никого не оставят равнодушным. По идее… Вот здесь пистолетом-пулеметом Холека вооружена некая бородатая восточная личность в чалме!
В банановых зарослях он тоже может пригодиться!
И, разумеется, будет полезен солдату в зарослях бамбука!
На этой странице все его ТТХ и рисунок полицейского из канадской королевской конной полиции с ZB47 в кобуре у седла. Почему бы и нет?
Добил меня вот этот рисунок: эль-гаучо в сомбреро и с ZB47 – это вообще нечто!
И последний рисунок (очень трогательный): зеки в каменоломне трудятся, ворочая камни, а охранник сидит и их караулит. ZB47 и тут на своем месте! Здесь как раз особенно пригодится магазин на 72 патрона. Зеков-то много. А вдруг побегут…
* Чехия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи.
** Весной 1950 года армия Чехословакии изменила название этих пистолетов-пулеметов: которые стали называться Sa 23 и Sa 25. В 1951 году они были переделаны под советский патрон 7,62х25 мм ТТ и стали называться соответственно Sa 24 и Sa 26.
Перейти к источнику