Неконформные художники: другое название для аутсайдеров — The Art Newspaper Russia
Есть, впрочем, и новые лица. Так, шведская абстракционистка Хильма аф Клинт (1862–1944), чьему творчеству в последнее время посвятили ряд успешных выставок на разных континентах, отнесена здесь к числу нонконформных авторов, даже несмотря на наличие у нее художественного образования (видимо, этот статус ей обеспечил спиритуализм). Ники де Сен-Фалль (1930–2002), признанная фигура в галерейном мире, не имела образования и сама называла себя аутсайдером. Хуан Юнфу, создавший «Радужную деревню» в тайваньском Тайчуне, Мамаду Сиссе из Сенегала, рисующий воображаемые города, каллиграф Кваме Акото из Ганы, создающий автопортреты на рекламных щитах, относятся к числу героев книги из регионов, которым раньше уделялось мало внимания.
Их ряды ширятся. Расширяется и поле семантических боев.
Можно ли назвать необученными или неконформными многочисленных народных мексиканских художников без формального образования и галерейного представительства, разрабатывающих давние художественные традиции? В книгу не включены граффити-художники, которые, как правило, имеют не больше художественного образования, чем герои Nonconformers, но их все равно крайне редко относят к числу аутсайдеров. И все же факт нарушения закона, по-видимому, должен придавать им этот статус. А что если вся молодежь района покрывает надписями и рисунками стены домов и метро — можно ли тогда назвать их нонконформными? Кем был Жан-Мишель Баскиа, делавший граффити и не учившийся живописи: нонконформным художником или аутсайдером? Или, быть может, рыночный успех Баскиа вообще вывел его за рамки этих категорий?