Мраморы Парфенона могут на время вернуть в Афины — The Art Newspaper Russia
После многих лет жесткой оборонительной позиции в общении с Грецией, требующей возвращения фрагментов Парфенона — так называемых мраморов Элгина — на историческую родину, Британский музей выбрал более примирительную интонацию. Заместитель директора музея Джонатан Уильямс предполагает, что на горизонте может появиться новое соглашение о «культурном обмене» с Грецией.
Десятилетиями официальные лица музея отказывались от переговоров, настаивая на том, что британский парламентский акт 1963 года не позволяет изъять древние предметы, привезенные лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века и находящиеся в Британском музее с 1817 года. Но недавно в интервью газете Sunday Times Джонатан Уильямс сказал: «Мы призываем к активному партнерству на тему Парфенона с нашими друзьями и коллегами из Греции. Я твердо верю в то, что есть место для действительно динамичного и позитивного разговора, в рамках которого можно найти новые варианты совместной работы».
В заявлении Британского музея говорится: «Мы предоставим на время скульптуры, как и многие другие предметы, тем, кто захочет показать их публике по всему миру, при условии бережного экспонирования и гарантий возврата».
Скульптуры Парфенона, как отмечает Уильямс, «неотъемлемая часть Британского музея, они здесь уже более 200 лет». В то же время, по его словам, Лондон стремится «изменить температуру дебатов», допустив возможность предоставления мраморов во временное пользование. «Нам нужно найти возможность двигаться вперед в области культурного обмена на том уровне, который до сих пор не был возможен. Есть много замечательных вещей, которые мы были бы рады предоставить на выставки», — заявил замдиректора. Он также высказался против идеи, чтобы музей показывал вместо оригиналов 3D-копии: «Люди приходят в Британский музей увидеть настоящую вещь, не так ли?»
Взамен Греция может предоставить Великобритании для временного экспонирования свои главные шедевры, говорится в сообщении Sunday Times. Но, насколько эту идею удастся воплотить, неизвестно, поскольку Греция долгие годы упорно настаивает на том, что скульптуры должны быть возвращены именно навсегда.