Тревожные дифирамбы Маркуса Люперца в Московском музее современного искусства — The Art Newspaper Russia
Маркусу Люперцу недавно стукнуло 80 лет. На это имя отзываются сайты всех крупнейших музеев мира, где находятся произведения художника. Его ретроспективу — итог почти шести десятков лет на европейской арт-сцене — Московский музей современного искусства (ММОМА) проводит совместно с нью-йоркско-берлинской галереей Майкла Вернера при поддержке Гёте-института. Выставка стала первым большим показом художника в Москве. В 2014 году Люперца принимал Эрмитаж.
Сто картин и объектов отобраны самим художником — а также скульптором, джазменом, медийным персонажем, любящим эпатировать публику диссонансом между стильными костюмами а-ля начало прошлого века с непременными часами на золотой цепочке и тростью с набалдашником в виде черепа (за что он получил прозвище «последний немецкий денди») и экспрессионистической живописью и «неотесанной», грубо раскрашенной скульптурой (за это получил другой ник — enfant terrible). Нивелируя критику, как, впрочем, и дифирамбы, Люперц как-то заметил: «Искусство? Это то, что делаю я».
На самом деле все еще интереснее. Пятнадцатилетним парнем он учился в школе художественных ремесел, подрабатывая шахтером и дорожным рабочим. В 21 год перебрался в Западный Берлин и создал первые «картины-дифирамбы». Люперц отсылает к идее Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре. В 1966 году художник опубликовал манифест «Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы».