Как события на Украине отразились на арт-процессе — The Art Newspaper Russia
Кирилл Савченков и Александра Сухарева, художники павильона России на открывающейся 24 апреля Венецианской биеннале современного искусства, а также его куратор Раймундас Малашаускас отказались от участия в проекте. «Нет места для искусства, когда цивилизации гибнут в огне ракет», — написал в Instagram Кирилл Савченков, преподаватель Школы Родченко, лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация». Александра Сухарева, представлявшая Россию на Documenta в 2012 году, присоединилась к нему. Вслед за этим вышло и официальное объявление: «Команда Павильона РФ считает, что последнее слово в работе над проектом принадлежит художникам и куратору. <…> Павильон РФ не сможет принять участие в Венецианской биеннале современного искусства 2022 года». В отреставрированном в минувшем году павильоне должен был быть представлен проект, исследующий категории прошлого, настоящего и будущего, а также развивающийся как живая система.
Сможет ли участвовать в биеннале Украина, пока не ясно. В конце прошлой недели команда ее павильона сообщила, что работа над проектом приостановлена из-за «непреодолимых в ситуации военных действий логистических проблем». Страна готовила к показу проект харьковского художника Павло Макова «Фонтан», который был создан в 1995 году, когда из-за дождей затопило водоочистные сооружения Харькова и в городе на месяц был отключен водопровод. Для Венеции, где тема подъема воды неизменно актуальна, художник создавал новый вариант работы.
Сама Венецианская биеннале высказалась мягко и гуманистично: «Мы призываем к миру и решительно отвергаем все формы войны и насилия, подтверждая, что биеннале остается местом диалога между учреждениями, художниками и гражданами всех стран, языков, национальностей и религий. Выражаем надежду, что международная дипломатия найдет в себе силы для достижения общего мирного решения в кратчайшие сроки». Хотя некоторые влиятельные кураторы и художники даже призывают к бойкоту любых совместных проектов с институциями, финансируемыми Россией. Будущее российских выставок в параллельной программе биеннале в Венеции, пока не ясно. Впрочем, и логистических проблем (например, с перелетами над Европой) будет достаточно, чтобы запланированная Государственной Третьяковской галереей в Ка’Фоскари выставка произведений Таира Салахова не состоялась.