Сергей Лимонов: «Мы часто начинали с весьма странных приобретений» — The Art Newspaper Russia
Сергей Лимонов признает, что кривая обучения нового поколения российских коллекционеров напоминает, скорее, крутой подъем с колдобинами на пути. «Коллекционеры разрабатывают стратегии коллекционирования на ощупь. Они начинали попросту со своих личных вкусов: что им нравится, а что нет. Потом стали действовать более методично, много читать, стали более эрудированными и подкованными. Тем не менее я вижу по самому себе и по моим коллегам, что мы часто начинали с весьма странных приобретений».
Очень важную роль в развитии этого нового поколения российских коллекционеров сыграли экономические факторы. В хаосе 1990-х, эпохи «первоначального накопления капитала», как ее называет Лимонов, используя известную формулировку Карла Маркса, коллекционирование было вотчиной немногих счастливчиков. В следующие десятилетия сформировалось нечто наподобие среднего класса, благодаря чему на рынок смогли выйти и более скромные коллекционеры.
«Став более обеспеченным, этот класс осознал, что ему не нужен четвертый черный джип или очередная поездка на дорогой курорт, все это набивает оскомину. Зачем открывать третий ресторан? Или обслуживать трехсотого клиента? Чувство новизны постепенно теряется, и вы начинаете искать чего-то другого. Думаю, Россия сейчас стоит на пороге настоящего развития арт-рынка и коллекционирования».