Невероятные приключения итальянской статуи в России — The Art Newspaper Russia
За полвека с лишним «службы» актрисой статуя повидала многое и требует реставрации. В частности, утрачена часть сережки, на спине заметны царапины. Художник-реставратор высшей категории Государственной Третьяковской галереи Юрий Любченко, к которому мы обратились за консультацией, по предоставленным нами фотографиям оценил ситуацию так: «Состояние у скульптуры неплохое. Она требует, скорее, более косметического ухода и обработки. Радикальных изменений не нужно, но, несомненно, это должна быть достаточно кропотливая работа по очистке, удалению загрязнений, возможно, мастиковке, укреплению некоторых мест. Выбор, как именно следует реставрировать работу, должен зависеть от того, как ее в дальнейшем планируется эксплуатировать. Если она будет продолжать использоваться как реквизит, ее будут много передвигать, то это должен быть один вид работ, менее „музейный“. Если же к ней станут относиться как к экспонату, на который будут только смотреть, то реставрация должна быть более тонкой, искусной».
Рафаэлло Романелли, праправнук автора оригинальной «Суламитиды», сегодня работающий во все той же мастерской Studio Galleria Romanelli, рассказал нам: «Я не удивлен, что работа моего предка оказалась так любима в России. Они стоят того. Скульптуры Романелли можно найти во многих уголках Европы. К сожалению, сегодня они не так высоко оценены общественностью, как следовало бы, но я уверен, что это изменится, и надеюсь, что в будущем нас ждет много находок произведений, позабытых в предыдущие годы».