Кристина Лоддер: «Малевич принадлежит всем» — The Art Newspaper Russia
Помимо больших денег, с именем Малевича связано множество историй о подделках. Ваше общество занимается этой темой? Вы пытаетесь как-то препятствовать появлению фальшивок?
Это очень печально. Малевич был одним из величайших художников XX века, а его творческое наследие так испорчено! Но мы решили, что не будем вмешиваться в процесс борьбы с подделками. У нас нет на это ни средств, ни сил, этим должна заниматься в первую очередь полиция. Мы только пытаемся — путем объединения различных областей исследований и сотрудничества с известными коллекциями работ Малевича, такими как MoMA в Нью-Йорке, Стеделейк-музей в Амстердаме, Русский музей, Третьяковская галерея, Тейт в Лондоне и так далее, а также с учеными и музейными специалистами — продвигать научные исследования. Мы делаем все, чтобы поддержать настоящую науку, настоящих ученых, чтобы углубить знания о художнике, и надеемся, что благодаря этому положение улучшится.
На проходившем в этом году в Киеве форуме «Новая генерация. Художник и его поколение», в котором вы принимали участие, украинские искусствоведы настаивали на том, что Малевич — исключительно украинский художник…
Слово «исключительно» проблематично. Можно ли считать, что Пабло Пикассо — «исключительно» испанский художник? Винсент ван Гог — «исключительно» голландский художник? А Константин Бранкузи — «исключительно» румынский? Или что Наум Габо, Ласло Мохой-Надь и многие другие модернисты относятся «исключительно» к одной национальности? Жизнь и творчество Малевича выходят за рамки этнической и национальной принадлежности. Можно понять украинских искусствоведов: Малевич родился в Киеве, там же начинал учиться и преподавал в конце 1920-х годов. Но — продолжил образование в Москве, главным образом в Москве и Петрограде работал, участвовал в художественной жизни, именно в России он создал свое направление в искусстве — супрематизм. И нельзя забывать, что родился Малевич в польской семье, а еще несколько лет работал в Белоруссии, в Витебске — там он создал целую школу, воспитал большое число учеников, большинство из которых евреи. По-моему, Малевич — человек Вселенной, он и его искусство принадлежат всем.