САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Галерея Люмьер и фонд Still Art представят новую монографию Александра Родченко — АртМосковия
23 октября 2021 года в Доме Радио будет представлена книга «Александр Родченко 1920–1930», изданная на основе фотографий из коллекции Still Art Foundation.
Издание включает в себя 58 легендарных фотографий из двух портфолио «Классика» и «Портреты». В первом собраны авангардные эксперименты Родченко разных лет, среди которых такие знаменитые снимки как «Лестница» (1929), «Пионер-трубач» (1930), «Беломорский канал» (1933), «Дорогу женщине» (1934) и другие. Во втором — портреты друзей фотографа, семьи и близких людей из творческой интеллигенции (Владимир Маяковский, Лиля Брик, Варвара Степанова, Осип Брик, Любовь Попова, Лев Кулешов и другие). Портфолио были собраны под руководством дочери Родченко Варвары Родченко, его внука и ведущего специалиста творчества Родченко Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера, и были выпущены ограниченным тиражом в 35 экземпляров в 1994—1997 годах.
Материалы для настоящего издания готовились совместно с семьей Александра Родченко — тексты к книге созданы правнучкой великого фотографа Екатериной Лаврентьевой и внуком Александром Лаврентьевым, искусствоведами, ведущими специалистами творчества автора. В работе над изданием принимали участие основатель Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская и учредитель Still Art Foundation Елена Карисалова. Графический дизайнер Евгений Корнеев, основатель бюро «Раздизайн», разработал дизайн альбома в уникальном стиле серии изданий Still Art Foundation и Галереи Люмьер, посвященной исследованию периода советской фотографии.
На презентации издания выступят основатель Галереи Люмьер и куратор фонда Still Art Наталья Григорьева-Литвинская, а также куратор Галереи Люмьер и редактор книги Александра Анисимова.
Александр Михайлович Родченко (1891–1956) – один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Используя такие приемы, как съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который сразу же стали называть «родченковским»; диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру; съемка детали и крупного плана; применение двойной экспозиции и тонкая работа со светотеневыми контрастами, Родченко стремился, как писал О. Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности «видеть вещи».
В экспозицию вошли 58 работ Родченко разных лет из коллекции Still Art Foundation, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке представлены знаменитые портреты членов семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, а также портреты архитекторов, поэтов, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии Родченко, снятых в его мастерской на Мясницкой в 1924 году, портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, авторства Родченко и Маяковского и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также вошли архитектурные съемки и фоторепортажи Родченко: легендарные «Балконы» (1925), «Лестница» (1929), «Пожарная лестница» (1925), а также «Пионер — трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).
Александр Родченко. Портрет матери. 1924
Александр Родченко. Пожарная лестница. 1925
Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924
Александр Родченко. Сосны, Пушкино. 1927
Александр Родченко. Балконы. 1925
Александр Родченко. Девушка-курьер. 1928
Александр Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928
Александр Родченко. Лестница. 1929
Александр Родченко. Девушка с «Лейкой». 1934
Александр Родченко. Спортивный клуб «Динамо». 1935
Александр Родченко. Критик Осип Брик. 1924
Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924
Александр Родченко. Лиля Брик. 1924
Александр Родченко. Пионер — трубач. 1930
Выставка откроется в пространстве галереи культурного центра в Доме Радио, в котором c 1918 по 1932 годы располагался Пролеткульт — организация, призванная развивать и распространять новую революционную культуру. Здесь проходили конференции Наркомпроса, театральные постановки, музыкальные концерты, кинопоказы, творческие встречи и выступления деятелей искусства, многие из которых стали героями снимков Родченко. Представленные на выставке фотографии входят в коллекцию Still Art Foundation, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми.
Выставка организована musicAeterna совместно с Still Art Foundation и Галереей Люмьер и проходит в рамках совместного регионального проекта Still Art Foundation и Галереи Люмьер. Миссия регионального проекта — популяризация искусства фотографии и советского фотографического наследия. В 2022 году в рамках регионального проекта Still Art Foundation и Галереи Люмьер выставки Александра Родченко и Владимира Лагранжа будут представлены в Ельцин Центре (Екатеринбург), Государственном музее изобразительных искусств РТ Казани и Белгородском государственном художественном музее.
К выставке подготовлена образовательная программа, включающая презентацию книги «Александр Родченко 1920—1930», творческие встречи, лекции и кинопоказы.
Презентация пройдет в 15:00.
Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.