Екатерина Великая и опера: политика, страсть и иллюзия в «Царицыно» — The Art Newspaper Russia
Очередной долгожданный театральный фестиваль-выставка, организованный музеем-заповедником «Царицыно» вместе с премией «Золотая маска» и несколькими театрами. Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой — и во многом благодаря ей — в России в XVIII веке возник музыкальный театр. Государыня использовала оперу не только для развлечения, но и как весьма эффективный метод пропаганды плюс воспитательное средство. Слово же «театрократия», ставшее названием выставки, было изобретено лет 100 назад театральным деятелем Серебряного века Николаем Евреиновым, размышлявшим о том, насколько же всепроникающим было идеологическое воздействие театра в XVIII столетии.
На выставку собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII века, которые с размахом распределены по иллюстрирующим многообразие оперных целей разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам покажут работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, и это не только Пьетро Гонзага, но и Франческо Градицци, и Людвиг Тишбейн.