Что это движется там у реки? — The Art Newspaper Russia
Татьяна Мрдуляш
Министр культуры Самарской области
Чем нынешний фестиваль отличается от предыдущих?
Фестиваль этот пятый по счету, юбилейный (строго говоря, шестой, но в прошлом году он вышел смазанным, с переносом сроков). «ВолгаФест» и раньше был очень насыщенным и интересным, но в этом году ребята заявили масштабный, другого уровня проект — и по занимаемой площади, и по двухнедельной протяженности, и по уровню участников. Приходилось многих убеждать, что эту сумасшедшую мечту важно осуществить. И правительство Самарской области во главе с губернатором дало такую возможность.
В какую сторону фестиваль дрейфует — к большей демократичности, интерактивности или к расширению художественных смыслов?
Этот фестиваль всегда был про искусство. Все годы у него был открытый арт-конкурс, и, кстати, некоторые объекты прошлых лет и сейчас можно найти в городе. Вторая важная составляющая — музыкальная. У фестивальной команды хорошие кураторские компетенции именно в области музыки. Они привозят в Самару не каких-то супердорогих исполнителей, но очень интересные коллективы: и джаз, и фолк, и рок. А в этом году еще и сильная хореография. Но за что я особенно люблю фестиваль — он исповедует отрефлексированную и выраженную в искусстве идею самарского образа жизни. То есть образа жизни, тесно связанного с Волгой. Организаторы часто делают выбор в пользу site-specific-проектов, которые привлекают широкую аудиторию, однако смыслы у таких проектов совсем не стандартные. Они помогают сформулировать, что значит быть самарцем, быть волжанином. В этом и сила, и уникальность фестиваля.
А вот куда будет двигаться креативная команда фестиваля в дальнейшем, я не вправе, наверное, рассуждать без их участия. Хотя мне бы очень хотелось выстроить диалог с другими волжскими городами (частично это уже реализовано на нынешнем фестивале). И даже глобальнее — диалог городов, стоящих на воде, вплоть до любимой Венеции с ее карнавальными традициями.