Родство бунтарских душ, возникшее на почве эмансипации — The Art Newspaper Russia
Особое место в книге Мэгги Доэрти, критика и историка из США, занимает «хлопотный эксперимент», организованный на базе женского Колледжа Рэдклифф при Гарвардском университете. Осенью 1960 года колледж учредил стипендию для интеллектуально одаренных женщин. Им предоставлялись материальная поддержка и доступ к профессиональной среде; это была возможность преодолеть дисбаланс в ученых кругах, где доминировали мужчины, и сфокусироваться на карьере в противовес заработкам на жизнь и домашним делам (в счет стипендии можно было нанять няню или прислугу). Изначально программа адресовалась исследовательницам, но в действительности критерии отбора были более открытыми, благодаря чему стипендиатками стали поэтессы Энн Секстон и Максин Кумин, писательница Тилли Олсен, скульптор Марианна Пинеда и художница Барбара Свон — именно их профессиональные карьеры и история дружбы стали центральным сюжетом «Равноправных».
Творчество этих авторов в России практически неизвестно, и русский перевод книги, вышедший почти без отставания от оригинала, можно сказать, работает на опережение. Стихи и прозу, живопись и скульптуру «равноправных» по прочтении книги читателю только предстоит для себя открыть.
Хотя Доэрти и придерживается академических рамок, снабжая текст ссылками, комментариями и пространными историческими обзорами, местами ее слог напоминает скорее беллетризованный нонфикшен, а то и вовсе роман. Вехи биографий героинь от рождения до замужества, получения стипендии и последующей карьеры передаются не просто в деталях, но в мельчайших эмоциональных нюансах. Жизнь пятерых талантливых и честолюбивых девушек, происходивших из состоятельных слоев общества (Доэрти подчеркивает их социальное положение в качестве важного обстоятельства), проносится перед читателем как увлекательный сериал с подробным анализом текстов, скульптур или эстампов, пересказом семинарских полемик в кругу однокашниц и частных бесед в тесной компании друг друга. Подробности душевных метаний, сомнений и открытий автор восстанавливает, основываясь на материалах из архивов и бесед с родственниками и коллегами героинь.