Игорь Самолет: «Сейчас дневник — скриншот с экрана телефона» — The Art Newspaper Russia
Инсталляция сопровождается аудиопосланиями, написанными советскими гражданами 50 лет назад для потомков и озвученными ботом. Они рассказывают, как человек полетит на Венеру, о вере в коммунизм, а также просят прощения за то, что мало всего сделали. Следующий блок аудиопосланий состоит из сообщений моих друзей, которых я попросил рассказать о том, что с нами будет через 50 лет. Исходя из опыта предшественников, у меня складывается ощущение, что ничего из этого не сбудется, так как наше прошлое и будущее совершенно непрозрачны. Насколько вообще можно предугадать будущее? Стоит ли к нему стремиться, если все равно все пойдет не так, как мы ожидаем?
Поскольку я работаю с документальной основой, мне интересно наблюдать, как со временем меняется статус документа — от обычного скриншота на смартфоне до маркера времени.
Нам кажется, что на скринах ничего особенного не происходит — только обычная повседневная жизнь, но я воспринимаю их в качестве документов для будущего.
Через 50 лет мы узнаем, насколько точно обычный человек мог предугадать явления, которые сейчас не особо понятны.
Искусство в роли жесткого диска
Я начал замечать, что плохо помню важные события из моей жизни, даже очень яркие, поэтому я делегировал эту задачу своему искусству. Мои работы — это моя внешняя память и жесткий диск. Я не могу полностью доверять своей памяти, так как она подтасовывает факты — непонятно, где правда, а где нет. Реальным оказывается только то, во что мы верим. Выставка «Все, что мы помним» рассказывает о преодолении границы человеческой памяти и передаче этой функции физическим объектам — агентам памяти.
На открытии при входе мы раздавали светодиодные свечи. Мне хотелось оживить холодное пространство теплым источником света. На полу мы рассыпали выкуренные вейпы — электронные дудки-курилки — из молодежного бара «Ровесник». Этот бар — место, которое маркирует сегодняшних зумеров, в котором когда-то диджеила предполагаемая дочь Владимира Путина. Вейпы тоже документ, который помогает четко определить время, когда была создана эта работа, потому что пять лет назад их еще не было.
За неделю до открытия погиб мой друг и художник Дима Федоров. Мы познакомились как раз на «Баррикадной», где сейчас идет выставка, поэтому я посвятил ее Диме.