Исследование: европейский рынок отелей восстановится к 2024 году
К очередному международному форуму гостиничных инвестиций IHIF (International Hotel Investment Forum) компания Tranio совместно с организаторами форума опросила 160 экспертов отрасли гостиничного бизнеса и инвесторов. Целью опроса было узнать мнения и настроения участников рынка относительно ситуации с гостиничным бизнесом и восстановления отрасли после пандемии коронавируса.
Большинство опрошенных (59%) составили специалисты по недвижимости или гостиничному бизнесу, 16% — гостиничные операторы, 13% — инвесторы. Еще 12% отнесли себя к категории «другие»: это консультанты, профессоры университетов, журналисты.
Большинство экспертов считают, что рынок восстановится через 3 года, хотя в отдельных странах ситуацию определят масштабы вакцинации. Больше всего респонденты верят в отельные рынки Германии, Испании и Греции: они должны восстановиться быстрее остальных стран. При этом отдельные комментарии участников опроса показывают, насколько сложно делать прогнозы о поведении отельного рынка в текущей ситуации.
52% опрошенных считают, что гостиничный рынок восстановится к 2024 году
Большинство респондентов верят, что мировой гостиничный рынок восстановится на уровень доковидных показателей в ближайшие три года. Больше половины опрошенных (52%) считают реалистичным восстановление в 2024 году, другие 32% более оптимистичны и верят, что это произойдёт в 2023.
Менее 7% ожидают восстановления рынка в 2022 году. Как считает представитель Nikki Beach Hotels and Resorts Александр Шнайдер, 2022 год будет одним из самых прибыльных для курортных отелей. Другие респонденты более осторожны в предсказаниях. Например, один из участников, пожелавший не раскрывать своё имя, высказал мнение, что отели в секторе массового туризма восстановятся только если операторы поднимут цены и изменят модели работы.
Интересно, что самыми оптимистично настроенными оказались гостиничные операторы: 44% считают, что восстановление отельного рынка в 2023 году, столько же верит, что это произойдёт в 2024 году. 6% указали 2022 год как наиболее вероятный. Инвесторы, напротив, более осторожны в прогнозах. Большинство инвесторов (73%) ожидают восстановление в 2024 году, еще 13% выбрали 2023 год, остальные 14% выбрали 2026 год или вариант «Другое». Никто из опрошенных инвесторов не считает возможным полное восстановление в 2022 году.
Среди специалистов по недвижимости или гостиничному бизнесу 51% верят в возвращение рынка к доковидным показателям в 2024, в то время как 35% считает, что это произойдёт в 2023. Около 5% верит в следующий, 2022 год. Ещё 5% делают ставки на период с 2026 по 2030.
Несмотря на то, что инвесторы не ожидают быстрого восстановления рынка, большинство из них считает ближайшие годы удачным временем для инвестирования в отельный сектор. Это наглядно показывает отчет Hospitality Insights за второй квартал 2021 года. Согласно отчету, 85% инвесторов выразили положительный инвестиционный настрой для гостиничного бизнеса, 13% — нейтральный и только 2% — отрицательный. Hospitality Insights проводят оценку с начала пандемии, чтобы следить за настроениями покупателей и продавцов в отельном сегменте. Отели держатся на первом месте списка третий квартал подряд как лучшая инвестиционная возможность в течение следующих 12 месяцев, за ними следуют сервисные апартаменты и курорты.
В Германии и Испании гостиничный бизнес восстановится быстрее всего
Участникам опроса было предложено несколько стран, гостиничный рынок которых может восстановиться быстрее всего. За Германию проголосовали 35%, в то время как испанский отельный рынок набрал 30% голосов.
Среди отельных операторов 31% выбрали Германию, еще по 25% отметили Грецию, Италию и Испанию. 27% специалистов по недвижимости или гостиничному бизнесу думают, что самыми быстрыми темпами наверстает упущенное Греция, однако большинство всё же выбрало Германию и Испанию.
Большинство инвесторов — 69% — сделали ставки на Великобританию, остальные выбрали Германию и Грецию. Мнение инвесторов совпадает с данными последнего отчёта компании STR. Согласно аналитикам STR, гостиничный рынок Великобритании показывает самые быстрые темпы восстановления благодаря курортным отелям.
Среди других стран респонденты отмечали США, Азию в целом и Турцию с Китаем в частности. Кирк Пэнки, президент Lagundi Hospitality, предположил, что быстрее всего гостиничный бизнес восстановится в странах с наибольшей долей вакцинированного населения.
Цены на отели с начала пандемии почти не изменились
78,6% опрошенных ответили, что цены на отельном рынке не изменились или упали в пределах пяти процентов.
По части изменения цен мнения опрошенных групп отличаются. Среди гостиничных операторов только 44% полагают, что цены не изменились или снизились в пределах 5%, и 38% операторов считают, что цены упали более, чем на 15% и даже 20%. Тогда как 85% специалистов в сфере недвижимости и гостиничного бизнеса и 81% инвесторов убеждены, что цены не изменились или снизились в пределах 5%.
Несмотря на продолжающийся полтора года кризис на отельном рынке, купить качественные отельные объекты в хорошей локации дешево сейчас невозможно, утверждает управляющий партнер Tranio Георгий Качмазов.
«На цены действует несколько разнонаправленных сил: с одной стороны, ликвидность на рынке зашкаливает в широком смысле, как следствие монетарной политики государств, с другой, банки — владельцы кредитов, обеспеченных отельными объектами, лояльны к лендлордам. Они часто не изымают залоги и дают каникулы или рассрочки по уплате процентов — комментирует Качмазов.
«Чтобы сегодня купить отельный объект с хорошим дисконтом (с чистой доходностью девелопмента 6% и выше) надо смотреть на проекты, находящиеся в неидеальных локациях, неинституционального размера или требующие реновации, — объясняет представитель Tranio. «Также объекты с существенной долей MICE в выручке сегодня можно приобрести со скидкой более 10–20% от доковидных цен. На крупные объекты в
Другие респонденты отметили большую разницу между ценой спроса и ценой предложения на рынке отелей. Один из опрашиваемых инвесторов отдельно отметил, что лишение собственников
Большинство опрошенных отельных операторов сообщили об изменениях условий аренды
Этот опрос также показывает, как отельные операторы повели себя в условиях пандемии. Большинство респондентов — 70% — указали, что операторы пересмотрели условия аренды. Сами операторы выбирали этот вариант в 59% случаев. 63% из числа инвесторов и 74% из числа специалистов по недвижимости или гостиничному бизнесу также выбрали вариант с пересмотром условий аренды.
Результаты по ответу «Не платили арендную плату» отличаются почти в два раза: сами операторы выбрали этот ответ только в 13% случаев, инвесторы и специалисты по недвижимости или гостиничному бизнесу дали такой ответ в 26% и 25% случаях соответственно.
Популярными решениями для операторов в период пандемии также оказались переход на гибридные контракты или на договоры управления с собственниками, за них проголосовали 34% и 9% всех респондентов соответственно. При этом сами операторы выбрали эти варианты лишь в 18% (за гибридный контакт) и 5% (за договор управления) случаев.
Многие отели перешли на среднесрочную и долгосрочную аренду за время пандемии
Почти половина опрошенных (41%) полагают, что многие отели стали сдавать комнаты в среднесрочную и долгосрочную аренду. Еще 32% отметили, что отели могли быть преобразованы в коворкинги, а 17% отметили вариант с «призрачными кухнями» и «темными магазинами» — это кухни и магазины со складами, которые работают без конечных посетителей, только на доставку.
Один из участников опроса сообщил, что большим изменением, которое произошло на рынке в результате пандемии, стало увеличение числа мест для долгосрочного размещения, когда крупные отельные сети перестроились на работу вдолгую.
Только 10% опрошенных считают вероятным преобразование отелей в дома престарелых, несмотря на недавний рост спроса на жильё для пожилых людей. По словам специалистов Tranio, перестроить отели в дома престарелых редко представляется возможным по причине различий технических требований или непригодности локации.
Несмотря на то, что в опросе изначально не было вариантов, связанных с переустройством гостиниц под временные приюты для бездомных или медицинские центры, восемь респондентов в комментариях к вопросу указали такой сценарий. В частности, они указывали, что некоторые отели размещали бездомных, сотрудников скорой помощи, военнослужащих, врачей, медсестёр, разворачивали на своих площадях медицинские учреждения и пункты тестирования на
Джон Капелла, директор по слияниям и поглощениям компании Iberolat Consulting & Investment, прокомментировал, что большинство отелей были закрыты, лишь некоторые работали на благо общественности.
Улучшение показателей вакцинации будет способствовать восстановлению гостиничного рынка
На вопрос о том, что будет способствовать восстановлению после пандемии, респонденты почти единогласно указали на показатели вакцинации. Хотя на этот вопрос было несколько возможных вариантов ответов, 71% респондентов утверждали, что уровень вакцинации будет наиболее значимым фактором.
Восстановление международного туризма и мировой экономики были следующими по популярности ответами, составив 58% и 46% соответственно. Кроме того, 23% считают, что восстановлению гостиничного рынка будет способствовать возобновление проведения выставок и деловых мероприятий. Один из экспертов отметил в комментариях к опросу, что деловой туризм восстановится «только после снятия ограничений на поездки и если уровень вакцинации превысит 80%».
Один из респондентов упомянул бесконтактные технологии и искусственный интеллект в числе инструментов, которые могут изменить к лучшему сферу туризма и гостеприимства.
Некоторые участники отметили, что государственная поддержка, особенно в Ирландии и Словении, помогла гостиничному сектору пережить трудные времена. Представитель словенского агентства недвижимости Inventions упомянул, что в Словении граждане получали государственные купоны, которые способствовали полному заполнению местных отелей. «На рынке недвижимости Словении цены выросли на 40% с января по август 2021 года», — прокомментировал он.
«На мой взгляд, в дополнение к общему экономическому восстановлению, увеличение национального туризма в соответствующих странах будет способствовать ускоренному восстановлению гостиничного рынка с 2022 года», — сказал Детлеф Лаутербах из DELA.
Мы в Tranio тоже верим в восстановление гостиничного бизнеса и ищем возможность купить со скидкой небольшие отели, нуждающиеся в ремонте, и подготовить их ко времени восстановления рынка — сделать ремонт, провести оптимизацию и диджитализацию услуг.
Материал подготовлен редакцией www.trn-news.ru