Музей транспорта громко заявил о своем запуске — The Art Newspaper Russia
В погруженном во мрак здании гаража били тамтамы, по потолку рассыпались всполохи лазерных проекторов, крутилась на перекладине акробатка, пела со сцены оперная певица в ослепительно белых одеждах, ходили по рингу и ныряли в нефтяной бассейн люди-ихтиандры в закрывающих лицо костюмах, «пылал» автобус, свет от сотовых выхватывал из темноты заросли, пробивающиеся через ржавые автомобили.
Примерно так выглядело шоу, участниками которого стали сотни гостей. Собравшиеся перемещались из одного зала в другой и наблюдали все новые театральные сцены. Все было масштабно и впечатляюще. Действо лауреатов «Золотой маски» композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна погружало нас в историю Отечества: от полных надежды 1920-х — ранних 1930-х годов, через страшные 1940-е, все дальше и дальше, к хаосу 1990-х и, наконец, к современности, надежде и экологической повестке, которую и воплощает пробивающаяся сквозь бетон и ржавую технику зелень. С выбранными реперными точками в истории можно поспорить, но результат получился симпатичный.
Как сказали организаторы, предваряя постановку, цель мероприятия — не столько презентовать будущий музей транспорта, сколько выразить бесконечное уважение тем стенам, где он будет располагаться, а именно бывшему гаражу, шедевру архитектуры конструктивизма. И действительно, гости вечера были очень впечатлены циклопическими масштабами этого пространства.
Гараж на Новорязанской улице, 27 построен в 1926–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Алексея Шухова. В плане здание имеет форму гигантской подковы. Металлические фермы перекрытий опираются только на внешние стены, что максимально увеличивает полезную площадь и когда-то обеспечивало беспрепятственное движение машин внутри. На улицу здание смотрит двумя килевидными фасадами. Промежуток между фасадами занимает п-образный административный корпус, имевший когда-то сплошной остекленный фасад.
С самого начала гараж был так прекрасен, что попал в объектив Александра Родченко, фотографии которого опубликовал французский журнал L’Architecture vivante. За почти 100 лет здание перестраивалось, утрачивало одни элементы и приобретало совершенно ненужные другие. С 1948 года и до недавнего времени в гараже и на территории размещался 4-й автобусный парк, который перевели в Новокосино, и комплекс ждал нового хозяина. То, что его надо приспособить под учреждение культуры, было понятно давно. На него претендовало немало институций — от Stella Art Foundation до ГМИИ и ГТГ. Наконец, в 2017-м столичные власти объявили, что в легендарных стенах разместится московский музей транспорта. Прошло еще пару лет, и вот мы присутствуем на торжественном старте реставрации, которая продлится три года.
От архитектурного сообщества стройку курируют бюро «Меганом» и Юрий Григорян, имеющий опыт приспособления архитектурных памятников под музейные нужды. Пока гараж на Новорязанской — памятник муниципального значения, но есть планы добиться его включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти планы надо приветствовать, потому что они дают некоторую если не гарантию, то надежду на бережную реставрацию.
Не имея своего помещения, музей транспорта займется активностями на внешних площадках. Подробнее о них, а также о концепции самого музея и реставрации здания планируют рассказать в конце февраля. Руководит музеем Оксана Бондаренко, работавшая директором Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи.