На февральском аукционе Whisky Auctioneer может быть поставлен ценовой рекорд
Среди многих ценителей виски хранение бутылок нетронутыми вместо их использования по назначению считается странностью. Но с ростом цен на коллекционные напитки даже они все чаще стараются сочетать гедонизм с инвестиционным поведением. Тому есть причины. Индекс Knight Frank Rare Whisky Index, отслеживающий результаты торгов редкими шотландскими односолодовыми виски, за последние 10 лет вырос на 586% и чуть обогнал по этому показателю даже индекс NASDAQ, который за тот же период вырос на 583%. В прошлом году, с началом пандемии, темп роста, правда, ожидаемо снизился: за I квартал 2020 г. Knight Frank Rare Whisky Index вырос всего на 3%, впрочем, NASDAQ за тот же период упал почти на 12%.
Так или иначе, неудивительно, что количество бутылок, проданных только на аукционах в Великобритании, выросло с 20 000 в 2013 г. до 144 000 в 2019 г., подсчитали аналитики компании Rare Whisky 101.
Инвестиционный интерес к виски растет не только на Западе, но и в Китае, Индонезии, Индии, Бразилии и других развивающихся странах. В частности, два года назад на торгах Bonhams в Гонконге 50-летний виски Yamazaki стал самой дорогой японской бутылкой, когда-либо проданной на аукционе: ее цена составила около $343 000. А самым дорогим виски в мире считается Macallan 60-летней выдержки, бутылка которого в 2019 г. ушла с молотка в Лондоне за исторически рекордную цену в 1,5 млн фунтов стерлингов (примерно $1,9 млн). Эксперты, впрочем, уверены, что это не предел и бутылка из той же партии, заявленная на торги в феврале 2021 г., пробьет рубеж в $2 млн.
Специалисты объясняют рост стоимости виски главным образом его ограниченным предложением на рынке в силу особенностей производственного цикла напитка. «Вискокурни при всем желании не могут изготовить столько бутылок, сколько требуют клиенты. В отличие от вина, ценность которого определяется годом сбора винограда, а розлив по бутылкам происходит в течение 16–24 месяцев после сбора урожая, возраст виски определяется временем, затраченным на выдержку в бочке», – объясняет партнер компании Knight Frank Эндрю Ширли. По законам Соединенного Королевства и Евросоюза виски – это зерновой дистиллят, хранящийся в дубовых бочках не менее трех лет. «Во время Второй мировой войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в ответ на требование направить все хлебные припасы на военные нужды страны даже сказал: «Нельзя прекращать поставки зерна на производство виски: война когда-нибудь закончится, а виски у нас не будет», – напоминают в компании Lindores Abbey Distillery.
На производство качественного односолодового напитка уходит декада, исключительных версий – 15–20 лет и даже больше. Например, 60-летний Macallan 1926 г. не разливался по бутылкам, соответственно, до 1986 г., говорит основатель инвестиционного фонда The Single Malt Fund Кристиан Свантессон.
По словам Ширли, на популярности виски как инвестиционного актива сказывается и маркетинговая стратегия крупнейших производителей этого напитка. «Такие компании, как Dalmore и Macallan, старательно превращают свой бренд в роскошный продукт, который должен стать в один ряд с произведениями искусства, – говорит он. – С этой целью крепкий алкоголь продвигается в кинематографе, производители виски спонсируют художественные выставки и работают с известными фотографами и моделями». Свои торговые марки создали и знаменитости, в числе которых группа Metalica, Боб Дилан, Дрейк и Конор Макгрегор – последний только за первый год продаж виски Proper Twelve заработал более $1 млрд. «Продукция отдельных дистиллерий показывает рост на десятки процентов ежегодно. К примеру, виски Port Ellen, купленный за 100 фунтов стерлингов 20 лет назад, сейчас стоит 2000 фунтов стерлингов», – оценивают специалисты Lindores Abbey Distillery.
Однако инвесторам важно проявлять бдительность и избегать подделок. Так, в 2017 г. китайский миллионер заплатил почти $10 000 за Macallan 27-летней выдержки розлива 1878 г. Однако подлинность спиртного вызвала сомнения у экспертов, заметивших несоответствия между пробкой и этикеткой бутылки. Позднее экспертиза показала, что виски, скорее всего, является купажированным и изготовленным после 1970 г. «Чем реже бутылка, тем чаще ее подделывают. Заоблачные цены внушают покупателю уверенность в надежности продукта. К сожалению, даже аукционные дома и репутация магазина или бара не всегда могут гарантировать надежность товара», – говорит создатель El Copitas Bar и кафе Paloma Cantina Артем Перук.
Начинающие инвесторы помимо приобретения конечного продукта могут инвестировать в виски путем приобретения паев инвестиционных фондов, формирующих свои портфели из компаний, выпускающих этот напиток. Другой вариант – покупка собственной бочки. «Компания-производитель берет на себя страховые расходы в течение первых 10 лет. Когда виски разлит по бутылкам, его могут направить клиенту морем», – поясняет представитель Lindores Abbey Distillery. Цены на бочки начинаются примерно с $11 000 и могут доходить до $700 000 в зависимости от сорта напитка. «Даже если выбранная вами дистиллерия не выстрелит как самостоятельный продукт, т. е. как single malt, она в любом случае будет востребована как ингредиент для купажа в силу огромного спроса на виски как категорию», – уверены в Lindores Abbey Distillery.
Основатель инвестиционной компании Whiskey & Wealth Club Джей Брэдли также подчеркивает, что пандемия стала крайне важным временем в истории алкогольной индустрии: «Виски, произведенный в 2020 г., будет невероятно редким, поскольку его производство во всем мире было временно приостановлено из-за коронавируса. Логично предположить, что через 15 лет виски ковидного года будут особенно ценными».
В любом случае, даже если приобретенная в качестве инвестиционного актива бутылка не оправдает вложенных средств, ее всегда можно открыть – и «отпраздновать» неудачную сделку. «Этот план Б всегда в голове у каждого коллекционера», – резюмирует Свантессон.